Участие Ленинградской Области (далее по тексту ЛО) в государственно-частных партнерствах (далее по тексту ГЧП).

В экономике в последние десятилетия в ряде развитых, а теперь и развивающихся стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и государственной власти. Речь идет о партнерстве государственного и частного сектора, обозначаемого термином Public-PrivatePartnership (Государственно-Частное Партнерство).

ГЧП – совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Данное участие регулирует Областной Закон № 78-оз от 14.10.2011г. об участии ЛО в ГЧП, который устанавливает правовые и организационные основы правового регулирования, цели, задачи, принципы, формы и условия участия  ЛО в ГЧП.

Цель данного областного закона, является объединение материальных, финансовых и организационных ресурсов, а также привлечение средств внебюджетных источников для реализации общественно значимых проектов и программ в экономической, социальной и инновационной сферах с использованием средств областного бюджета и(или) объектов, находящихся в государственной собственности ЛО.

Задачами являются:

- Привлечение внебюджетного финансирования для реализации общественно значимых проектов

- Повышение эффективности использования гос. имущества ЛО

- Эффективное использование ср-в обл. бюджета

- Развитие инновационной экономики, техническое и технологическое развитие общественно значимых производств

- Повышение уровня занятости населения

Формы участия  в ГЧП

Участие осуществляется в следующих формах:

- Имущественное участие

- Финансовое участие

- Предоставление государственной поддержки частным партнерам в соответствии с законодательством РФ и законодательством ЛО

- Иные формы, не противоречащие законодательству РФ и законодательству ЛО

Имущественное участие в ГЧП

Имущественное участие в ГЧП осуществляется путем заключения соглашения о предоставлении в аренду или на ином законном основании земельного участка, лесного участка или водных объектов, на которых располагается либо должен располагаться объект и(или) которые необходимы для осуществления деятельности. Передача партнеру в собственность, доверительное управление, владение и(или) пользование иного движимого и(или) недвижимого имущества, находящегося в собственности ЛО, либо принадлежащих ЛО имущественных прав, необходимых для осуществления деятельности.Имущественное участие ЛО в ГЧП может осуществляться  в иных видах в соответствии с требованиями законодательства РФ и законодательства ЛО.

Финансовое участие в ГЧП

Финансовое участие Ленинградской области в государственно-частных партнерствах в соответствии с законодательством РФ и законодательством ЛО может осуществляться за счет средств областного бюджета в следующих видах:

- предоставление государственных гарантий в обеспечение надлежащего исполнения партнером обязательств, возникающих в связи с привлечением заемных средств, для исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве;

- размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ленинградской области;

-предоставление партнеру субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг при исполнении соглашения о государственно-частном партнерстве;

-предоставление бюджетных инвестиций партнеру;

- выкуп имущества партнера;

- оплата по регулируемым тарифам (ценам) определенного объема товаров, работ, услуг, предусмотренного соглашением и произведенного частным партнером.

В рамках соглашения о государственно-частном партнерстве могут использоваться одна либо несколько форм финансового участия.

Объекты соглашений

Участие ЛО в ГЧП осуществляется в целях создания (реконструкции) и(или) эксплуатации объектов соглашения, входящих в состав имущества:

- Объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения (включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и распределения энергии), водоотведения, очистки сточных труб, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, а также объектов обеспечения функционирования и благоустройства жилищного и нежилого фонда и тер-и ЛО, объектов коммунального хоз-ва;

- Объектов жилищного строительства;

- Объектов капитального строительства областного значения;

- Объектов информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Полный перечень объектов перечислен в ч.2 ст. 8 ОЗ № 78-оз

Должны быть соблюдены все согласованные условия участия ЛО в ГЧП

Все условия описаны в части 1 ст. 9 ОЗ № 78-оз

Решение о ГЧП принимается Правительством ЛО.

Соглашение о ГЧП заключается по результатам проведения конкурса на право заключения соглашения в соотв. со ст. 11 (Конкурс на право заключения соглашения) настоящего областного закона, за исключением случаев, описанных в ч.3 ст. 10 ОЗ № 78-оз

Порядок проведения конкурса на право заключения соглашения устанавливает Правительство ЛО.

Этапы конкурса перечислены в ч.2 ст. 11 ОЗ № 78-оз

Конкурс является открытым по составу участников, за исключением случаев, когда конкурсная документация содержит сведения, составляющие государственную тайну, а также иных случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Преимущества использования механизмов ГЧП для частного партнера:

• возможность получения частным бизнесом долгосрочных проектов со

стабильным рынком и гарантиями государства по обеспечению

минимального уровня рентабельности;

• возможность минимизации рисков давления государства на бизнес

частного инвестора, так как правила игры между партнерами

оговариваются до начала реализации проекта;

• возможность увеличения рентабельности проектов за счет повышения

производительности труда и внедрения инновационных решений во

время срока действия соглашения о государственно-частном партнерстве.

Практика реализации проектов с использованием механизма ГЧП

показывает, что на начальной стадии структурирования проекта ГЧП необходимо

оценить соответствие предполагаемого проекта интересам участников проекта,

так как в настоящее время интерес к проектам ГЧП со стороны государства часто

носит декларативный характер.

Заключение соглашения.

После выбора победителя, конкурсная комиссия направляет ему проект соглашения вместе с протоколом о результатах проведения конкурса. После получения письма, проходят переговоры, где обсуждаются иные условия соглашения. ОЗ № 78-оз

Таким образом, рассмотрев теорию и практику проекта о государственно-частном партнерстве, выявились некоторые недочеты в применении данной сферы:

- Требуется доработка федеральных нормативных актов.

- Доработать механизм, предусматривающий долгосрочное планирование и утверждение долгосрочных обязательств со стороны государственного партнера. (Проекты ГЧП – это долгосрочные проекты с возможным сроком реализации до  20 лет, в свою очередь бюджет государственного партнера планируется на срок не более 3-х лет, поэтому необходимо доработать механизм, который будет предусматривать срок более 3-х лет)

Сдерживающие факторы развития ГЧП- отсутствие механизмов эффективного финансирования. Причиной в реализации долгосрочных проектов, является высокая стоимость заемных средств, нежелание банков кредитовать на длительные сроки, опасения предпринимателей реализовать сложные долгосрочные проекты. Многие сомневаются в сохранении стабильности в краткосрочной перспективе.

Участие в ГЧП сейчас могут позволить себе по большей части, крупные инвестиционные фонды, связанные с государством (в том числе не формально), финансировать реализацию проекта,также под силу лишь государственным или квазигосударственным (частный банк, контролируемый государством). Если будет налажена система финансирования крупных соглашений, то даже при совершенствовании законодательства ГЧП в России будет в основном существовать в виде реализации отдельных уникальных проектов. Причем эти проекты будутчастно-государственными, и смысла в них будет мало.

 

Юрисконсульт ООО «УНИКОН» Гомза Наталья

Добавить комментарий


*