Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
под линейными объектами без предоставления земельных участков и установления сервитута
В настоящее время организации, владеющие линейными сооружениями, столкнулись с проблемой оформления земельных участков под наземными частями этих сооружений.
В общем случае, организациям предлагается за свой счет оформить под ними земельные участки и взять их в аренду, что влечет за собой определенные временные и денежные издержки (разработка технического задания, проведение процедуры закупки, выполнение кадастровых работ, согласование схемы размещения участков, оформление договора аренды). При этом, зачастую, только этап согласования схемы с местной администрацией может занимать до полугода, так как требования, выдвигаемые администрациями к оформлению схем, значительно могут отличаться от тех, которые прописаны в нормативных документах. Да и причины отказа в согласовании схем могут звучать «оригинально». Например, некоторые администрации считают, что земельный участок под наземной частью сооружения вообще не нужно образовывать. По их мнению, раз речь идет об оформлении земельного участка под частью объекта, а не под всем объектом, и часть сооружения не является самостоятельным объектом капитального строительства, то заниматься этим не следует. С этим категорически не согласны органы земельного надзора, которые настаивают на оформлении и платном использовании земли.
Законодатель ввел в Земельный Кодекс РФ Главу V.6 и предоставил владельцам линейных сооружений, указанных в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2014г. № 1300, возможность получить разрешение на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Владельцы линейных сооружений могут использовать это свое право для получения разрешения на использование земель или земельных участков в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта. В этом случае разрешение выдается на срок не более года.
Основной же интерес вызывает возможность использования земель для размещения линейных сооружений (для которых не требуется получения разрешения на строительство).
Принятие владельцем линейного сооружения решения о получении разрешения на использование земель вместо аренды земельных участков позволит ему:
- ускорить и удешевить процедуру оформления землепользования;
- законно (на основании полученного разрешения) и бесплатно пользоваться землей (см. Письмо МЭР от 14.10.2016 г. № Д23и-4886) на весь срок эксплуатации сооружения;
- избежать претензий органов земельного надзора, так как в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения, уполномоченный орган направляет им копию принятого решения и схему границ на КПТ
- провести кадастровый учет и государственную регистрацию прав на созданное сооружение, для строительства которого в соответствии с законодательством не требуется разрешение на строительство (с 01.01.2017 г.).
В настоящее время для проведения этой процедуры разработаны не только законодательные акты, но утверждены нормативные документы на уровне субъектов и муниципальных образований. Так, например, в Ленинградской области и на уровне муниципальных образований утверждены Административные регламенты, определяющие порядок и условия размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Ниже приведен перечень основных документов, действующих, в том числе, на территории Ленинградской области.
Основные законодательные и нормативные акты, на которых основана идея:
1. Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Статья 16 – введена ФЗ от 01.07.2017 № 141-ФЗ).
2. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Глава V.6. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута (Статьи 39.33 – 39.36). Глава введена № 171-ФЗ от 23.06.2014, действует с 01.03.2015.
3. Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 (в ред. Постановления от 30.04.2016 № 385) «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (п.п. 1 и 6 Перечня).
4. Постановление Правительства ЛО от 03.08.2015 № 301 (в ред. Постановления Правительства ЛО от 06.06.2017 № 196) «Об утверждении Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на территории Ленинградской области».
5. Приказ Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 30.09.2016 № 30 (в ред. Приказов от 08.12.2016 № 44 и от 03.05.2017 № 12) «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Размещение отдельных видов объектов на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
6. Приказ Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 02.03.2016 № 10 (в ред. Приказа от 03.07.2017 № 18) «Об утверждении Административного регламента Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом по предоставлению государственной услуги «Размещение отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в собственности Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
7. Письмо Минэкономразвития России от 14.10.2016 N Д23и-4886 «О платности использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления в отношении них сервитута в случаях, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации»
8. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости» (часть 10 статьи 40).
9. Областной закон Ленинградской области от 18.05.2012 N 38-оз (ред. от 29.12.2016) «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области»
Статья подготовлена заместителем директора ООО «УНИКОН» О.В. Ефименко

 

Добавить комментарий


*