Ознакомился со статьей двух авторов – Тамары Чистяковой (кандидат экономических наук, председатель правления НП «Серебряное Кольцо России») и Ольги Кобельской (архитектор, член рабочей группы НП «Серебряное Кольцо России»), опубликованной в газете «Вестник» Национального объединения проектировщиков №1 (21) от февраля 2014 года «Туристско-рекреационная система «Серебряное кольцо России». Авторы статьи являются наиболее авторитетными и уважаемыми идеологами и разработчиками проекта «Серебряное Кольцо». Поэтому приведу их цитату из указанной статьи[: «Главный принцип продвижения проекта [«Серебряное Кольцо»] — комплексное социально – экономическое развитие территорий в местах концентрации памятников архитектуры и истории, их рациональное использование. Это позволит обеспечить экономическую самодостаточность исторических поселений за счет развития разнообразных видов туризма и отдыха, создания устойчивых транспортных связей и необходимой инфраструктуры. В качестве основного средства для реализации проекта рассматриваются частные инвестиции в создание зон туризма на основе восстановления и реконструкции памятников архитектуры, использования ценных природных ресурсов».
Хочется отметить две сформулированных идеи проекта: комплексности развития территорий и частные инвестиции в проект, как важнейших основ его реализации. Представляется, что комплексность развития крупных территорий невозможна без участия государства и, прежде всего, федерального бюджета. При нынешней ситуации в экономике и в бюджете государство вряд ли выделит крупные инвестиции в проект на текущий момент. Так, например, существует проект реконструкции и реставрации (восстановления) исторической части г. Выборга. Бюджет проекта оценивается в 30 млрд. рублей. Такой порядок затрат будет везде, где ни посчитай бюджеты восстановления исторических памятников и прилагающей инфраструктуры - там насчитаешь млрд. и млрд. рублей.
Если под частными инвестициями понимать участие в проекте крупнейших, как правило, государственных же корпораций, то также сомнительно, что в данное время Газпром или РЖД, или кто-то похожий вложит такую прорву денег в непрофильные (для них) проекты. Без участия же крупных компаний, как показывает, например, опыт Валаама благоустроить крупный объект невозможно.
Мне хотелось бы, однако, продолжить начатую в прошлой статье собственную идею привлечения к проекту малых и средних инвесторов и даже рядовых участников – граждан.
Наиболее реальной сейчас следует рассматривать идею привлечение частных инвестиций «малых участников» и даже «трудовой вклад» граждан (активистов-общественников и частных индивидуальных инвесторов).
Как все понимают, в основе принятия решения об участии в любом проекте – лежит заинтересованность его участника. Тем более, для малого инвестора – группы лиц (группы руководителей, принимающих решение в юридическом лице) или конкретного гражданина. Для пробного формулирования интереса попробую обосновать подобную градацию «малых инвесторов (или «малых участников» проекта)». К «малым инвесторам» я бы отнес людей, имеющих в своем распоряжении свободные денежные средства и желание разместить их в доходные идеи. Большинство инвесторов предпочтут вложить свои средства в наименее рисковые проекты – банковские или похожие активы. Некоторые покупают недвижимость (прежде всего – коммерческую или жилую). Другие вкладывают в собственные инвестиционные проекты (бизнес) или вступают в новый бизнес, где риск и доходность они смогут контролировать и влиять на них самостоятельно. Именно эта последняя категория инвесторов и является теми частными инвесторами, о которых следует помнить при реализации проекта и на которых следует сделать ставку. Нужно понять, в чем может быть интерес такого инвестора, сформулировать этот интерес и пригласить такого человека в проект. Вопрос – кто должен определить и описать эти интересы в каждом конкретном случае объекта или территории? Мне представляется, что такими инициаторами должны в нашем проекте стать или организаторы проекта (актив центральной или территориальных рабочих групп «Серебряного Кольца») или региональные власти, или местные муниципальные власти, вовлеченные в реализацию проекта. На языке бизнес – управления речь идет о формулировке бизнес идей в каждом случае каждого объекта (коммерческая идея). Вторым немаловажным фактором привлечения инвесторов и эффективности (непровальности) проекта является надежность используемой информации при расчете проекта, формулировании бизнес идеи.
Здесь необходимо продолжить разговор об открытости данных, на которых основывается проект, которые кладутся в основу расчетов. На западе давно существует понятие «open data». Это как раз та информация, которая нужна частному инвестору для принятия им решения об участии/неучастии в проекте. Пример: частный инвестор размышляет: а не вложить ли свои небольшие средства в строительство придорожного мотеля. Бюджет строительства небольшого мотеля сопоставим по объему инвестиций с приобретением большой квартиры. Поэтому пример вполне корректный. На что в первую очередь будет смотреть инвестор? На принципиальную возможность окупить вложенные средства и срок окупаемости проекта (возврат средств), а также планируемую прибыль. В случае мотеля окупаемость зависит от заполняемости гостиницы мотеля и стоимости номеров, а также от размера доходов от сопутствующих услуг (оплата стоянки, столовая или ресторан и др.). Окупаемость впрямую зависит от главного параметра – количества проезжающих автомашин по трассе, на которой будет расположен мотель и того количества водителей и пассажиров, которые остановятся на ночлег, стоянку, обед и т.д. у него. Данные по нагрузке на дорогу есть у местной администрации и у ГИБДД, а также у обслуживающей эту дорогу компании. Это как раз и есть необходимые я проекта данные. К сожалению, как правило, сейчас этих данных нет в режиме свободного доступа. И проходится предпринимать значительные усилия по их получению от их владельцев. А это как раз и должны быть те самые «open data», которые должны быть доступны для инвесторов. Если мы рассмотрим другой случай – гостиницы при историко – культурном памятнике (объекте проекта) – там нужными исходными данными должны быть сведения о туристопотоке (организованном и «диком»), проходящем через этот объект. Это тоже должны быть открытые данные, необходимые малому инвестору, для оценки возможного своего участия в проекте. Это приведен, конечно, упрощенный пример. Для инвестора необходимо больше информации. И именно о наличии этой информации в свободном доступе я говорю как о необходимой предпосылке привлечения инвестора к проекту. Конечно, заинтересованный инвестор, как это и делается сейчас, может собрать необходимые для бизнес-планирования данные. Но, если говорить о заинтересовании многих малых участников в проекте, то эти данные должны быть собраны и актуализированы заранее, размещены в свободном доступе и даже желательны пояснения для дополнительного привлечения инвесторов. Эти данные должны быть в активном рекламно-информационном предложении потенциальным инвесторам.
Помощь в сборе данных могут оказать и граждане, проживающие непосредственно вблизи объекта и активисты проекта или активные помощники, которые бы желали принять участие в проекте. Причем эта помощь может быть в различных видах: например – подсчет машин в транспортном потоке мимо объекта, подсчет туристов посещающих достопримечательности и т.п. Конечно, рассчитывать авторам проекта на деятельное участие граждан в нем можно только заранее понимая и предлагая заинтересованность участия подобным активистам. Причем заинтересованность может быть не только денежная. Хорошее участие местных жителей и интересные и полезные для проекта результаты можно получить, например, используя опыт Яндекса при привлечении активистов для создания «народной» карты, когда местные жители самостоятельно (!) вносят на карту сведения об объектах, которые отсутствуют на «Яндекс Карте». И в нашем случае – «Серебряного Кольца» рабочая группа могла бы создать и разместить в on line карту или базу данных объектов проекта, предложив всем заинтересованным участникам дополнять данные, вносить сведения в базу (по принципу Википедии), вносить дополнения в «народную карту Серебряного Кольца». Эта тема привлечения широких народных масс, на мой взгляд, плодотворна и требует изучения и продвижения внутри рабочей группы.
Аналогично, рабочая группа проекта могла бы, пользуясь наработанными с местными властями контактами, «выдать задания» муниципалитетам по сбору или обнародованию имеющихся (или легко собирающихся) данных, необходимых для привлечения инвесторов. Перечень таких данных, форму их может разработать рабочая группа по каждому примерному виду инвестиционного проекта на территории. В УНИКОНе, например, есть самостоятельно разработанный и фактически примененный на практике проект строительства мотеля на трассе федерального значения. Аналогичные типовые и фактические проекты, я уверен, есть у многих участников «Серебряного Кольца», предлагаются к реализации их владельцами в интернете и могут быть использованы рабочей группой для создания «модулей» проекта на местах размещения исторических объектов.
Ну и сам бог велел провести работу по сбору и обнародованию данных, полезных для реализации локальных инвестпроектов, администрациями самих исторических памятников, музеев, др. объектов Кольца. Их только следует убедить, доказать целесообразность открытия, опубликования этих данных для развития их же бизнеса или повышения привлекательности объекта.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать для привлечения инвесторов, особенно «малых» необходимо:
- рабочей группе изучить и обобщить уже существующие местные наработки по «малым» инвестиционным проектам при объектах «Серебряного Кольца»
- создать рекомендации администрациям объектов Кольца и муниципалитетов по проведению мер по привлечению «малых» инвесторов и граждан
- разработать и внедрить в Ин-те (на сайте) или отдельным проектом открытую базу информации по проекту и «народную карту проекта», с обязательным разделом «полезная коммерческая или инвестиционная информация»
- создать «фокус-объект» на котором отработать алгоритм и принципы привлечения широкого актива и «малых» инвесторов
- проработать теорию «open data», применительно к проекту «Серебряное Кольцо» и привлечения к нему «малых» инвесторов и «рядовых» участников.
С. Днепров